icon

Carmageddon 3D — Проехали

Платформа: JavaME/Symbian
Жанр: Racing/Симулятор дорожного маньяка
Разработчик: Impressionware/Kampo Interactive
Релиз: 2005
Тестировалось на: Nokia 6290

«Ты знаешь, что такое безумие?» — однажды спросил Ваас из Far Cry 3. И каждый игрок ответил на этот вопрос сам. Один считает эталоном «трэша и угара» Saints Row: The Third, а для его друга хватает насилия в простом Сапере. «Ведь там героя на мине взрывает!..».

Не стоит стесняться, когда говоришь о безумии, ведь оно бывает таким разным. Особенно в последнее время. Люди искусства вынюхивают лазейки в надежде схватить ещё не заезженную схему на свалке мирового творчества, и стоит хоть одному из них ухватится за кончик вдохновения — рождается нечто совершенно новое и, порой, вовсе неадекватное. А вот то, настолько эта неадекватность весела и задорна, зависит от Госпожи-Удачи. Ну и от самого ваятеля, что понятно и вполне закономерно. Сейчас своевременное приоткрытие шкатулки безумия считается хорошим тоном, но с чего началась эта тенденция? Ведь первые шаги в такую степь из откровенно консервативного общества — поступок смелый до безрассудности.

Когда-то юмор в компьютерных играх редко бывал черным, а сюжет почти не отходил от фэнтези. Но ситуация сменилась после того, как в эту идиллию экспансивной пулей вошли игры вроде Mortal Kombat (фаталити в которой смотрелись нереально жестоко) и Grand Theft Auto (в которой привычным делом пустить целый автобус с людьми на гамбургеры). По проторенным дорожкам и свежим следам судебных исков борцов за нравственностью пошли и другие, и более жестокие, и просто безумные — American McGee’s Alice, Postal, Rayman Raving Rabbids. Они распространили семя неадекватности среди игрового населения планеты, возводя неформат всех мастей во многие степени.

Учу летать. Посмертно* — Max Damage

Теперь поговорим конкретно о безумии кровавом. Со времен DOOM геймеры, не стесняя чувств, тонули в цифровом насилии, переводя несчастных врагов из состояния целостного в дырявое, разбрызганное и расплавленное. Postal перевел прицел с демонов и зомби на рядовое население рядового городка в США, на бюрократов и другие раздражающие типажи. Вновь запахло жаренной плотью, но на этом фестиваль насилия не закончился. Если вы думаете, что подобное безобразие творилось только в жанре FPS, то название «Carmageddon» вам не скажет ни о чем. А зря! Хотя, может и не зря, потому что запах палёной резины, смешанный с криками простых прохожих и ошметками противников — амбре специфическое и весьма насыщенное. Запах бьет насквозь, не щадя ни нюх, ни мозг, ни сознание, он наркотиком пронзает мир гонщика, насаживая реальность на иглу, как шашлык — на шампур. Выпущенный компанией Stainless Games в 1997 году проект Carmageddon именно таков — жестокий и веселый, кровавый, но справедливый к победителям. Создающаяся под впечатлением от фильма Death Race 2000 игра стала билетом в город насилия и крови, где случайный прохожий был целью, как враги, или даже финиш. Игра выделялась среди аналогов тем, что в равной степени совмещала в себе и гонки на выживание (привет для Twisted Metal), и аркадные покатушки (кивок в сторону NFS). От Death Race 2000 было добавлена ещё одна возможность победы — переехать всех пешеходов на уровне, и это была самая настоящая резня! Резня, выделившая игру, вбила Carmageddon в память геймеров крепко и надолго.

1

Понятно, что за такие своеобразные заслуги игру запрещали во многих странах (во Франции, например, ей не дали хода вообще), а в Англии её пустили на прилавки только тогда, когда красная кровь пешеходов была заменена на зеленую, а сами пешеходы, так задорно хрустящие под шинами гонщиков-маньяков, превратились в зомби. Или в роботов, если смотреть на версию для Германии. Сменилась и фабула событий — развесёлые маньяки превратились в Героев Человечества (ТМ), но веселья это не убавило ни на каплю, да и сам геймплей претерпел минимум сдвигов. А в сети появились две версии с разными цветами крови.

В общем и целом, Carmageddon вынес хаос на проезжую часть, не стесняясь своей кровавости, но гордясь ею. Вновь удивить уже по горло сытую публику казалось невозможно… И в 1998 году это «невозможно» смачно наглоталось пыли и крупных ошмётков. Быстрее, выше, сильнее, мощнее, жестче и круче — Carmageddon 2 вновь показал, где пешеходы зимуют. Всего стало больше, всё стало эффектнее, даже невинные прохожие разрослись в трёхмерные модельки, пусть и ставшие похожими на человечков LEGO своей выдающейся квадратностью.

Третью, и последнюю, если забыть о грядущем продолжении под названием Reincarnation, часть серии — Carmageddon TDR2000, выпустил в 2000 году сторонний разработчик, Torus Games. Но последней эта часть стала на ПК, а не вообще, и в 2001 году игра всласть наколесилась на Game Boy Advance, а через 10 лет принесла много веселья на iOS. Аккурат между этими двумя событиями компании Impressionware и Kampo Interactive в 2005 году выпустили Carmageddon на мобильные телефоны, причём в двух версиях. Первая, Carmageddon 2D, вышла от первой команды на телефоны с поддержкой JavaME, а вторая, Carmageddon 3D, созданная второй компанией — на смартфоны под управлением Symbian серии 60. Разница в этих версиях заключалась только в движке, и 2D-версия имела исключительно вид сверху и спрайтовую графику, а 3D-вариант получился, как сами понимаете, полностью трёхмерным. Так как у нас есть и возможность, и желание, мы взглянем именно на последнюю.

Поэтому пристегните ваши ремни безопасности! Хотя плевать — они вам не помогут. Потому что это Carmageddon 3D.

Ты всё ещё жив?* — Dick Structor

В связи с тем, что мобильные версии НЕ являются чистым портом игр с ПК, но оказываются написанными без пяти минут с нуля играми, ощущение от них тоже обещает быть непривычным. Возьмём хотя бы сюжет. Не сказать, что оригинал имел какую-то цепляющую историю (в отличие от Twisted Metal, хотя речь вовсе не о ней), но пояснение того, во имя какого чёрта происходит всё это соитие с моральностью, имело место. Мобильная же версия подобные радости не предоставляет, ограничиваясь тремя режимами — Single Race, Championship и… Multiplayer. Сами понимаете, что именно от последнего пункта кровь начинает кипеть, но спешить мы не будем.

Прелюдией для тебя, дорогой читатель, станет Single Race. Заезды против трёх искусственных идиотов по громадной карте с кучей режимов вряд ли оставят любителей пожечь резину без удовольствия. Во-первых, карты в Carmageddon не являются гоночными треками. О нет. Представьте себе небольшой район где-нибудь в прогрессивном городе. 5-6 кварталов, лужайки, небоскрёбы, все дела. Или провинциальный кусок заселённой территории, с кучей открытой местности, деревьями и огороженными участками. А как вам индустриальный клочок земли, укутанный в сталь и угрюмые склады? Каждая из территорий испещрена асфальтными дорогами, украшена бонусами аки новогодняя ёлка и усыпана прохожими а-ля Pedestrians. Границы у карт имеются, но лишь по окружности. А внутри бурлят зёрна свободы, граничащие с полной анархией и чистым хаосом. Рассеивают эту радость четыре сумасшедших водителя на тачках, покрытых толстым слоем запёкшейся крови.

Знакомьтесь:
— Max Damage, залётный псих из компьютерной серии;
— Dick Strucor, свежая кровь со стильным ошейником;
— Killer Queen, «страшная сила» из известной поговорки о красоте;
— Thunder B. Old, не желающий уходить на пенсию дедушка.

Вся эта братия от души резвится на просторах карт, наматывает на кардан пешеходов, собирает бонусы и приводит свои машины в тесный контакт с ближним своим. Угара добавляют и средства передвижения, которые перед началом сего действа можно спокойно себе выбрать. No-Parking представляет все обиженные фургончики с мороженным, развозчики почты, машины ветеринаров и прочее, ибо синяя машина с бронированным ветровым стеклом заточена под нанесение самого серьёзного урона противнику, и горе тому, кто усомнился в её достоинствах. Не менее бронированный Metal Madness выступает от лица первого таксомоторного парка имени Геенны Огненной, великолепно балансируя между скоростью, управляемостью и уроном от столкновения. Мажорный лоурайдер Scarecrow, как плод любви КаМАЗ’а и любой из тачек, переживших передачу «Pimp my ride», столь же смертоносен, сколь понтово он выглядит. Замыкает весёлую стальную компанию Hellfire, близкий родственник Eagle из оригинальной серии (на которых рассекал перехожих Max Damage), чья скорость может сравниться разве что со скоростью полёта незадачливого прохожего, который в следующий момент обнаруживает себя на высоте 50 метров выше уровня моря.

2

Опять же, в отличие от ПК-версии, где тачка и водитель были более-менее жёстко привязаны друг к другу, тут перед началом трассы происходит выбор и водителя, и средства передвижения. Никаких ограничений — Killer Queen уютно себя чувствует в Metal Madness, а старичок Thunder B. Old будет весело виражить и на Hellfire, и на Scarecrow. Было бы у игрока желание. И оно появляется, когда выбор доходит до режимов. Их ведь шесть штук, и простым Checkpoints Race игра ни капли не ограничивается. Чёрт побери, у нас целый жилой район под рукой! Что, в свою очередь, порождает такие виды времяпровождения, как Collect Frenzy (сбивание аварийных конусов на время) и Pedestrian Hell (охота за вертлявыми и прохожими с бесконечным спавном, тоже на время). От мультиплеерных шутеров игре достался Capture the Flag, он же CTF. Ну и куда же такой деструктивной игре без автомобильного дебоша? Destruction Arena ставит целью уничтожение оппонентов до состояния факела из движка (т. н. Waste), а Team Destruction Arena предлагает суть то же времяпровождение, но в компании с таким же дурным на всю голову водителем.

Для самых-самых маньяков есть Free Ride, без целей и с бесконечными возможностями. Этот режим полезен для изучения карт, разбора бонусов на типы, а когда теория надоест — давим людишек, му-ха-ха! Этот вид покатушек является единственным, который доступен сразу же, по старту игры. Остальные открываются по мере прохождения игроком следующего режима.

Люблю близкий контакт* — Killer Queen

Tournament. Тут правила другие, хоть общие положения и не меняются. Для начала в одном из шести слотов мы создаём своего персонажа, задаём ему имя и сложность игры. Далее нам дают, хе-хе, выбрать себе машину и водителя. C выбором рулевого проблем нет, зато на стартовые 12 тысяч денег можно взять только первую тачку, No-Parking. И здесь, в отличие от Single Race, баланса в автомобилях не наблюдается. Такси смерти стоит 20 тысяч, Понторез Хаоса — 40, Адово Пламя все 80. Характеристики у них соответствуют цене, однако не всё так просто. Каждая из тачек обладает потенциалом для доработки напильником, скотчем и красной краской (чтоб ездила быстрее — прим. автора и его воображаемого друга-орка). Полная стоимость таких работ бывает меньше, чем стоимость новой тачки, но даёт отличный прирост в плане ТТХ перебранного «пепелаца», что позволяет, имея самую первую таратайку, натягивать на мягкий кожаный руль любого наглеца.

3

Деньги на радости технического плана зарабатываются на протяжении гонок, именуемых событиями. Открываются новые партиями по 4 штуки, но для этого необходимо завершить все предыдущие как минимум на серебро. То есть — второе место. То есть — нужно почти победить. Поначалу события будут напоминать детский сад и противниками, и призами, однако со временем среди неприятелей будут мелькать всё более крутые средства изничтожения, вознаграждение будет расти, а вместе с ним — и сложность. Будет меняться и местность в соответствии с порядком в Single Race. Кстати, общее количество событий можно посмотреть там же. Если не надоест считать, само собой.

Дисбаланс в сложности начинает ощущаться уже на первом десятке событий. В CTF забрать флаг противника нереально, а потому достаточно первым добраться до него — и ехать в голубую даль. Благо, после подбора флага включается нитро. На Destruction Arena для выигрыша достаточно отъехать в сторонку и давить пешеходов, пока не закончится время. Самыми же геморройными являются снос пешеходов и конусов на время. И если к середине чемпионата игрок уже умеет ловить тушки проезжих, то конусы собирать нереально. Дело в том, что их расположение никак не показывается (ведь в игре даже карты нет), а противники де-факто знают, где находится каждый из них. ИИ, что с него взять.

4

Уравнивает сию несправедливость добротный набор бонусов, разделённый по трём категориям. Красные кубики с плотоядным смайликом содержат случайную радость вроде турбо-ускорения, повышенного урона, заморозки таймера уровня/пешеходов/противников и неуязвимости. Или реверса управления, если сильно повезёт. Синий бочонок с шестиконечной звездой даёт авторемонт, а зелёный кубик со знаком вопроса может дать… всё что угодно. Время действия бонусов ограничено и разнится в зависимости от их типа. Так, ремонт будет длиться 9 секунд, а неуязвимость — 29. Логика, ты где?

А при Сталине было веселее* — Thunder B. Old

Параметров у машин, как вы уже понимаете, всего три — скорость, управляемость и урон. К сожалению, баланса в них нет как нет. Урон практически не нужен, без управляемости можно прожить (если руки растут из отмеченного природой места), и лишь скорость не сдаёт позиций по важности. Поэтому оставшиеся две тысячи денег после покупки тачки нужно вбить в лошадиные силы. Это обеспечит надёжные победы на сборе чекпоинтов и быстро отработает вложения. Тем более, что любую гонку можно переигрывать по сколько угодно раз.

5.1 5.2 5.3

Не менее важным способом получить заветные денежки является то, за что Carmageddon любят и ненавидят. За расправу над пешеходами. Каждый из квадратных болванчиков переводится в +5% к заработку за прохождение трассы, которое привязано к сложности и месту, на котором наш герой финишировал. Волшебное превращение неприятелей в горящие ошмётки тоже оплачивается… в размере четырёх прохожих (если переводить основную игровую валюту) или +20% (если по нормальному). Только вот сложность такого действия НАМНОГО больше, чем четверо сбитых прохожих.
И снова отмечаем разницу мобильной версии и компьютерной. ПК-версия не ограничивала возможность прохождения одной целью. Проезд по чекпоинтам, размес всех врагов и размаз всех прохожих оценивался одинаково — всё это было равноценно победе. Carmageddon 3D не даёт таких возможностей, так как «пешие ходы», к примеру, представляют ценность лишь в одном режиме. Зато разнос вражеских тачек приносит первое место, как и положено.

6

Вторым пунктом сравнения выступает поведение пешеходов. В оригинальной серии ИИ прохожих отличался от игры к игре — если в первых частях давить их было даже неинтересно, то в последней любой из человечков мог взять и запустить в машину кирпичом или, не дай Бог, коктейлем Молотова. Carmageddon 3D выучил своих человечков где-то между двух крайностей, то есть на уровне второй компьютерной части. Они достаточно беспокоятся о своём здоровье, чтобы отбежать с нашего пути, но слишком мирны для бросков разных предметов по машинам. И да, даже мобильная Carmageddon существует в нескольких вариантах — с красной и зелёной кровью.

Вот психи…* — сторонний наблюдатель

И вот мы на цыпочках подобрались к самому сочному, к самому приятному. К мультиплееру. Игры Mophun вообще отлично работают с Bluetooth-технологией, не допуская ни тормозов, ни срывов. Минусом является то, что любой мультиплеерный матч является, по сути, дуэлью, так как максимальное количество игроков равняется двум. Ещё одним недостатком (впрочем, это можно назвать и простой особенностью) является то, что правила матча выбираются не в виде отдельного режима, но как открытое событие. То есть, ни количество кругов на гонке, ни время события, ни количество сбитых пешеходов настроить нельзя. По поводу открытия режимов стоит сказать, что главным объявляется хост, выбирающий событие из своего списка. Следовательно, второй игрок сможет просмаковать даже те соревнования, что у него не открыты.

А-а-а-а-а-а* — любой прохожий

Будучи созданной в среде разработки Mophun, что роднит игру с мобильным мегахитом всея Symbian Worms World Party, Carmaggeddon обещал иметь возможности, недоступные коллегам по цеху. И в своей категории игре действительно не было равных. Да, физика езды была очень сильно упрощена, если вспоминать компьютерные части. Да, суть гонок претерпела изменений. Да, всё движение машин происходило фактически в одной плоскости — не было ни трамплинов, ни бонусов на гравитацию. При этом на карте имеется большое объектов, с которыми игрок может взаимодействовать. Бонусы, стёкла, люди, нелюди в тачках, деревья, бочки со взрывчаткой, ворота — что-то отлетает, что-то бьётся, что-то кричит, но всё реагирует на наши действия вполне адекватно.

Если физика в игре удобоварима, то графикой мобильная версия Carmageddon надёжно отбивала игроку челюсть так, что зубы звонко сыпались на грязный пол. В том же Hellfire детализации было больше, чем во всей LRC вместе взятой (пусть сравнение и не очень адекватное). Дальность видимости на карте позволяла адекватно выстраивать тактические действия, страшноватый внешний вид текстур компенсировался масштабами их использования, а прохожие были действительно 3D моделями, а не спрайтами. И всё это совершенно не тормозило. То есть, вообще.

Звук — тоже нечто. Уже в главном меню мелодия добротно настраивает на предстоящее кровавое веселье, а в самом процессе каждое событие имеет сочный аккомпанемент. Можно было бы придраться к тому, что машины звучат как газонокосилка под гелием, имея всего один звук на все доступные модели. И люди придираются… пока вся эта какофония не поглотит их с тапками на первой же гонке. Carmageddon 3D сама по себе затягивающая, а звуковое сопровождение такого уровня повышает увлекательность до невиданных масштабов. Одна беда — иногда чтобы изменить настройки громкости, нужно перезапустить игру.

Carmageddon 3D во многом уступает своему компьютерному отцу. И, тем не менее, он не обделён шармом, весельем, его геймплей затягивает, а возможности заставляют надеть и тут же снять шляпу. Те же, кому посчастливилось иметь два смартфона с бортовым S60, познают всю палитру мультиплеера в одной из самых жестоких гонок на цифровом пространстве.

P.S. Автор не поощряет чрезмерную агрессивность в компьютерных играх и всячески осуждает её в реальном мире. Все совпадения случайны.

* — возможные мысли персонажей, не подтверждённые каноном

Оценка: 9.5

Автор: Денис Зайченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>