icon

Интервью с Габором Феттером

Сейчас у геймеров на устах всё чаще звучат имена не компаний, а единичных разработчиков. Чего стоит один только Маркус Перссон, известный также как Notch. Но не Minecraft’ом, как говорится, единым, сыт игрок. Тем более, что платформа Symbian его в глаза видеть не видела. Зато видела другой хит, не менее важный и не обделённый наградами — Gabor Fetter MicroPool 2007. Этот миниатюрный шедевр поселялся на каждом смартфоне не за красивые глазки, но за графику, физику, звук, геймплей, которые аналогов не имели и не имеют до сих пор. И то, что этот разработчик выпустил ещё несколько игр, которые были портированы на iOS и Android, обычно проходило мимо простых игроков. Но не мимо нас. И перед вами интервью с тем самым человеком, который создал MicroPool — Габором Феттером.

MobiTree: Откуда Вы?
Габор Феттер: Я живу в Помазе, небольшом городе близ Будапешта, Венгрия.

MobiTree: Где Вы учились?
Габор Феттер: Я окончил Будапештский университет технологии и экономики и являюсь инженером-механиком по специальности.

MobiTree: Были ли у Вас мечты о будущем?
Габор Феттер: Конечно, как и у каждого из нас. Я начал работать в Nokia в 1999 году и был занят в разработке Symbian. Я понял, что хочу заниматься разработкой под мобильные устройства всю оставшуюся жизнь (чем я до сих пор и занимаюсь).
Разработка игр всегда была моим хобби, кроме него я всегда имел «нормальную» работу.
Я видел себя только независимым разработчиком (т.е. занимающимся этим для жизни), но, возможно, я недостаточно сфокусирован, чтобы заниматься этим. Заниматься этим весьма рискованно, так как рынок постоянно меняется. Сейчас мне 38 лет, у меня есть семья, поэтому уже слишком поздно.

MobiTree: Итак, Вы работали в Nokia? Как долго? Что вы получили после работы там, кроме страсти к разработке игр? Опыт, важные контакты? Или и то, и другое?
Габор Феттер: Я проработал там 6 лет (в качестве сотрудника ССС, субподрядчика Nokia). Было интересно принять участие в разработке первых высокотехнологичных смартфонов. Конечно, было гораздо легче разрабатывать игры в свободное время, если работаешь в этой области. У меня до сих пор много контактов, друзей из тех дней, но это не очень сильно помогает в разработке игр.

MobiTree: Когда Вы создали свою первую игру?
Габор Феттер: Моя первая игра была создана в 1988 (?) году, это был клон Boulder Dash для ZX Spectrum (позже я переделал её для Amiga), но ни одна из них не была опубликована (я даже не думал об этом). Позже я создал эмулятор ZX Spectrum для ПК. MicroPool был создан в 1996 (?) году. Мне было скучно, и я экспериментировал над созданием бильярдных шаров с реалистичной графикой и поведением. Когда игра была готова, она не занимала много места, и я решил попробовать отправить её в Nokia Software Market (предшественник OviStore). К моему удивлению, игра стала весьма популярной, поэтому портирование её на другие платформы (UIQ, Windows Mobile, iOS) было логичным продолжением.

MobiTree: MicroPool — игра вне конкуренции. Не только из-за физики или графики. Это отличный представитель бильярда на мобильных телефонах. Неудивительно, что Ваша игра так популярна. Вы говорите, что MicroPool был создан в 1996. Он был выпущен на ПК? Но Вы портировали его на смартфоны… Много ли на это ушло времени?
Габор Феттер: Прошу прощения за ошибку! Игра была создана в 2006 году, и никакой ПК-версии не было.

MobiTree: Вы создали три игры и одно приложение для смартфонов за 11 лет. Но все они хороши, большинство портированы на iOS и Android. И Вы сделали всё это сами? Помогали ли Вам родные или друзья?
Габор Феттер: Все игры доступны на Symbian. Только MicroPool является мультиплатформенным (S60, UIQ, Windows Mobile, iOS). Все они были созданы только мной, я не просил помощи, но то были небольшие проекты. Сейчас клиенты становятся более требовательными, и я думаю, что только профессиональные команды могут создать успешные игры, одиночки вне бизнеса. Если сопоставить MicroPool и, например, Angry Birds, становится ясно, насколько больше требуется усилий для разработки последней…

MobiTree: Какие Ваши любимые игры на ПК? Мечтали ли Вы создавать большие, массивные игры для ПК или смартфонов, как Fallout или Skyrim? Какой Ваш любимый жанр?
Габор Феттер: Наверное, S.T.A.L.K.E.R. и Live for Speed (симулятор, не путать с Need for Speed). На самом деле, я играю всё меньше и меньше, так что я купил PS3 два года назад для удобства. Я слишком реалистичен, чтобы мечтать об участии в разработке игры AAA-класса. Эти парни работают днём и ночью, их руки связаны маркетинговым отделом… В настоящее время я работаю в команде, разрабатывающей приложение для путешествий, которое называется PocketGuide (я разрабатываю версию для iPhone), и это меня удовлетворяет. Я не пропускаю игры вообще.

MobiTree: Что Вы думаете о Nokia сейчас? Многие говорят, что «золотой век» смартфонов Nokia прошёл, сейчас время для iOS и Android. Вы согласны с этим?
Габор Феттер: У меня приятные воспоминания… но они закончились. Они были слишком медлительны, и разработка была чересчур дорогой. Я думаю, что сейчас я работаю в 20 раз эффективней, чем в Nokia, только из-за организационных проблем. iOS, безусловно, будет на высоте, но я думаю, что Android скоро «умрет», если Google продолжит следовать выбранной стратегии. Людям всё больше и больше нужны качественные приложения, а это то, что не может быть сделано на Android в данный момент. Причины: фрагментация, качество SDK и т.д.

MobiTree: Что вы думаете о других мобильных компаниях? Gameloft, Handy Games? В какой компании Вы бы хотели работать?
Габор Феттер: Ну, я не мечтаю работать ни в одной из этих компаний. Гораздо интереснее работать со стартапами, как PocketGuide, пока работа более творческая.

MobiTree: Почему Вам нравится S.T.A.L.K.E.R.? И знаете ли Вы другие игры от GSC Game World?
Габор Феттер: Мне нравится атмосфера. Я не знаю о других созданных ими играх. Эта компания сейчас закрыта, разве не так?

MobiTree: Что Вы думаете о телефонах на Java ME? Есть ли у них будущее в мире смартфонов?
Габор Феттер: Я думаю, что небольшое. Люди хотят больше, чем может дать им эта платформа. Из-за фрагментации разработка недешёвая. И я понимаю, что люди с такими телефонами не готовы платить за сервисы/приложения.

MobiTree: Вы создали несколько игр и приложений для смартфонов. Есть ли у Вас любимое творение среди них?
Габор Феттер: Моей любимой игрой является MicroPinball. В него было вложено больше всего сил (тем не менее, это наименее успешная из моих игр :-)).

MobiTree: Довольны ли Вы своей жизнью? Любите ли Вы свою работу и игры, которые Вы создали? Есть ли что-то, что Вам бы хотелось изменить?
Габор Феттер: Ну, я вполне доволен всем. Иногда работа скучная, но она частенько бросает мне вызов. Немногие люди могут похвастаться этим. Поэтому я люблю свою работу.

MobiTree: Что Вы хотели бы пожелать Nokia? И GSC Game World? И, конечно же, читателям журнала MobiTree?
Габор Феттер: Я проработал с ними много лет, и мне очень нравятся финны. Но это мало им поможет. GSC: насколько я знаю, они сейчас закрыты. Только что проверил Википедию. :-( Грустно, ведь я ожидал игры серии S.T.A.L.K.E.R. для PS3.
Читателям MobiTree: Спасибо, что прочли это. Не думаю, что моя игровая карьера очень вдохновляющая или интересная, но, надеюсь, вам понравилось!

Интервью брал Денис Зайченко